Фен для сушки волос – прибор для обретения свободы
Последние сто лет это устройство обещает нечто большее, чем просто сухие волосы. Раньше мои друзья были шокированы, когда я признавался им в том, что у меня нет фена для сушки волос.
Как будто я сказал им, что езжу на работу на лошади. Но их удивление было вполне оправдано: в 90 % домов в США есть фен для сушки волос. Настенный фен входит в стандартную комплектацию большинства гостиничных номеров. Фен связан с историей моды, эволюцией роли женщин в обществе и развитием гендерного социального пространства.
С самого начала фен для сушки волос не был просто бытовым прибором. В 1888 году Александр-Фердинанд Годфруа представил свое «устройство для укладки волос» во французском салоне красоты. Оно не было красивым: его сушилка была неуклюжей, машиной, используемой в сидячем положении и напоминавшей пылесос – по сути, она была гигантским шлангом, подключенным к источнику тепла. В то время женщины носили длинные волосы, из которых делали сложные прически.
Для официальных случаев они могли вплетать в локоны ленты, перья или цветы. Изобретение Годфруа было направлено на ускорение работы, связанной с этими творениями. Но его машина не могла сделать так, чтобы воздух циркулировал эффективно, поэтому сэкономленное время было незначительным. В любом случае прототип был слишком громоздким, чтобы получить широкое распространение.
Фен для волос не был популярным, пока в начале 1920-х годов не появились первые портативные устройства. Эти металлические модели в форме пистолета появились как раз тогда, когда женские прически сменились густыми кудрями в стиле девушек Гибсона. Для их создания требовались десятки заколок-невидимок. Также стали популярными аккуратные короткие прически с завитками. Это был радикальный отказ от стилей прошлых лет.
В интервью изданию The New York Times Рэйчел Мейнс, историк технологий из Корнельского университета, объяснила, что «чистые, блестящие, пушистые волосы – это тренд 20 века». Эта новая тенденция также стала радостной новостью для обладателей фена. Грязные волосы могли скрываться под помпадуром, но более короткая прядь, свободно свисающая, открывала безжизненные или свалявшиеся волосы.
Первые портативные фены все еще были трудны в использовании. Их металлические (часто алюминиевые) корпуса затрудняли процесс сушки. Кроме того, времени на сушку волос требовалось намного больше, чем сегодня, поскольку устройства потребляли всего 100 Вт электроэнергии по сравнению с 2 000 Вт в современных версиях.
Поэтому использование таких фенов в течение длительного времени, которое требовалось для сушки, было весьма утомительным. У некоторых ранних версий были пьедесталы, чтобы дать отдых уставшим рукам. Тем не менее, эти фены считались невероятно удобными, поскольку в описании было указано, что это «мгновенные потоки горячего или холодного воздуха. Просто нужно нажать кнопку на ручке».
К портативным версиям для дома добавились модели с капюшоном для салона. Сушилки с капюшоном, изготовленные из металла, а затем и из пластика, получили широкое распространение в 1930-х годах. В последующие десятилетия они стали чрезвычайно важной деталью каждого салона красоты.
Это было неспокойное время для американских женщин. Впервые они присоединились к рабочей силе во время войны, в 1940-х годах. Позже их отправили обратно в дом. В эти послевоенные годы салон стал вторым заветным местом для женщин вне дома. Задача «укладывать» волосы в модные в те дни формованные прически, такие как каскадные S-образные волны от Вероники Лейк или скульптурный боб от Грейс Келли, требовала регулярного посещения салона. Это сделало его популярным местом еженедельных встреч. Образ ряда женщин, праздно листающих журналы под вытяжкой от фена, стал символом послевоенного благополучия и нового женского досуга.
Стремясь привнести этот салонный стиль в дом, в 1951 году дебютировал фен Бонне. Эта модель имела мягкий головной убор в виде шапочки для душа, который пользователь мог прикреплять к мотору через шланг. В рекламе Sunbeam 1960-х годов фен Бонне рекламировался как «настолько быстрый, что на самом деле сушит волосы в среднем за 22 минуты». Эти модели также были предназначены для имитации салонной сушки: «Просто выберите любую из четырех температур. Затем расслабьтесь», – предлагалось в рекламном ролике. Они поставлялись в небольших чехлах для переноски, которые можно было носить с собой, но обычно пользователь оставался сидящим в одном месте, пока циркулировал горячий воздух. В рекламе часто изображались модели, болтающие по телефону, что наводило на мысль, что общение на уровне салона и сообщество, которое оно вдохновляло, не исчезли бы, если бы женщины сами ухаживали за собой дома.
Еще одно изобретение, появившееся после фенов с капюшоном, – это «машина для создания волн». Парикмахер Марджори Джойнер, известная своим талантом в создании марсельских волн, соединила щипцы для завивки в сушилке, и так родилось механизированное устройство для завивки. В те годы парикмахерские были разделены по расовому признаку, но завивка стала популярной во всех салонах. С этой машиной Джойнер, похоже, стала первой афроамериканкой, получившей патент.
* * *
В 1960-х и 1970-х годах сексуальная революция оставила свой след в моде и на волосах. Жесткие гендерные различия предыдущих десятилетий начали смягчаться. Такие иконы, как «Битлз» и The Monkees, носили длинные волосы «под горшок» и побуждали других мужчин делать то же самое. Это помогло стимулировать контркультурную тенденцию к созданию длинных клочьев волос в стиле хиппи. Компании быстро начали извлекать выгоду из этого потенциально нового рынка фенов. В одной рекламе компания Clairol сообщала своему читателю-мужчине: «Поздравляю. У тебя сегодня больше волос, чем год назад». Но затем они объяснили мужчинам, что «секрет» освоения этого нового образа «не только в увеличении количества волос. Это более чистые волосы, высушенные феном, благодаря чему получилось придать им такой объем».
За те десятилетия парикмахеры приобрели статус знаменитостей благодаря звездному стилисту Видал Сассуну и таким фильмам, как «Шампу», в которых Уоррен Битти сыграл красивого парикмахера, неотразимого для своих клиентов. Внезапно функциональный инструмент для ухода за телом стал сексуальным. Образ стилиста-казановы можно встретить и сегодня среди таких знаменитостей как Гарри Джош. Миранда Керр продвигала свой фирменный фен, обдувая им декольте во время фотосессии, рассматривая его, скорее, как соблазнительный флакон духов, чем как бытовой прибор.
В 60-х годах пластик стал преобладать в потребительских товарах и фены для волос не были исключением. Когда-то сделанные из металла или иногда из бакелита, теперь фены пополнили поток «фантастических пластиковых» продуктов, созданных такими компаниями, как DuPont и Dow Chemical. Но помимо изменения материалов и добавления различных насадок и проводников тепла, таких как керамика и турмалин, фен практически не изменился с момента своего появления на свет. В 2011 году Джеймс Гэдди, писавший для Fast Company, сетовал на скучное единообразие устройства, жалуясь, что «все они выглядят одинаково». Гэдди назвал все модели не более чем «фиксатором для маленького вентилятора с моторным приводом и обогревателем внутри».
Такая оценка устройства не ошибочна. Но фены для сушки волос претерпели значительные изменения в одной области: безопасность. Несмотря на безобидный внешний вид в домашних условиях, фен имеет темное прошлое. На протяжении большей части своей истории инструмент невозможно было регулировать, и его использование могло привести к серьезным, а иногда и смертельным поражениям электрическим током. В этом отношении фены ничем не отличались от порошков мышьяка, рентгеновской эпиляции и других косметических средств с ужасными и даже смертельными последствиями.
Только в 1970-х годах были разработаны правила для повышения безопасности фенов для волос. И только в 1991 году эти приборы были юридически обязаны иметь устройство защитного отключения, что значительно снизило опасность поражения или смерти из-за высокого напряжения. Старые модели все еще всплывают в новостях из-за того, что они падали в ванну и поражали своих владельцев током, как в случае с молодыми сестрами Паломера (7 и 9 лет), которые освежались в ванне, когда в нее упала их старая сушилка.
* * *
Фены можно встретить в общественных и частных помещениях, что отличает их от других инструментов для ухода. Депиляторы и бигуди для ресниц остаются за закрытыми дверями. Но фены появились в общественных местах и продолжают занимать выгодные позиции там. Некоторые салоны даже помещают стул в витрину, демонстрируя процесс сушки волос в полной мере и рекламируя его прохожим.
Купить фен для гостиницы от 1100 руб.
Купить фен для бассейна от 1100 руб.
В последнее десятилетие фены снова заняли лидирующие позиции в общественных местах благодаря быстрому появлению в городских районах сушильных баров, которые занимаются исключительно мытьем и сушкой волос (без стрижки или окрашивания). Компания Drybar, одна из самых популярных, имеет более 70 офисов в США и Канаде. Стили основаны на чрезвычайно причесанных образах, показываемых на красных дорожках шоу награждений и реалити-шоу. Эти ультра-ухоженные прически – символ статуса, подобный сумочке или бриллиантовому кольцу. Для их поддержания требуется от 40 до 50 долларов в неделю. Но стоит иметь в виду непостоянство прически, которую может испортить один влажный день.
Но сейчас для фенов может наступить переломный момент. В 2016 году компания Dyson, производитель пылесосов, вентиляторов и сушилок для рук, приступила к модернизации фена. Как и в случае с сушилками для рук Airblade, Dyson надеется произвести революцию на рынке, побудив больше женщин взять свои волосы обратно в свои руки. Компания переместила двигатель к основанию сушилки, уменьшив ее размер и предположительно улучшив время сушки. Хотя многие изменения Дайсона больше эстетичны, чем функциональны, на этом рынке внешний вид имеет значение.
В то же время маятник моды начал отклоняться от изысканных, готовых к появлению на экранах образов в сторону более расслабленного и непринужденного стиля. Знаменитости, такие как Алисия Киз, приняли образ без макияжа, а движение #iwokeuplikethis вернуло свежий, менее прихотливый вид. Волосы могут снова стать менее прилегающими, более свободными и свежими, что может вытолкнуть горячий воздух с глаз публики и обратно за дверь ванной комнаты.
Наконец я поддался и купил фен. Я годами вылетал за дверь с влажной шевелюрой, но решил, что мой мокрый утренний вид оказывает мне медвежью услугу. В нем говорилось об определенном юном расслабленном отношении, а оно шло вразрез с тем взрослым профессионалом, которым я хотел стать. Спустя годы я все еще испытываю благоговение перед тем, что после 10 минут обмахивания феном мои волосы можно приручить. Теперь я понимаю, почему реклама фенов когда-то была пронизана миллионом восклицательных знаков и показывала женщин, которые были поражены своим новым оборудованием для ухода за телом. Как говорится, вы можете хранить фен на дальней полке, «или вы можете оставить его на видном месте и сделать из него домашнего питомца».